2021-04-23 02:34:23

РАБОТА С ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ. Часть 2.

Массаж, ЛФК, Войта-терапия в работе с особенными детьми

В работе с особенными детьми эффективен индивидуальный и комплексный подход. В центре Здравие Про разработаны реабилитационные программы, включающие в себя совместные консультации врача невролога, педиатра, физиотерапевта, гомеопата, психолога, нейропсихолога, арт-терапевта. 

Общие признаки детского аутизма для каждого ребенка индивидуальны. 

Человек оторван от реальности, он замыкается в себе. Симптомами являются 

  • молчание, 
  • стереотипное поведение, 
  • отстраненность, 
  • уход в себя, 
  • неспособность смотреть людям прямо в глаза, 
  • потеря аппетита, 
  • необычная привязанность к предметам.

Адаптивная лечебная физкультура и массаж, дают возможность улучшить функционирование нервной системы ребенка, развить навыки взаимодействия и повысить интерес к занятиям.

Многие дети в современном мире испытывают дефицит спонтанной двигательной активности, и в результате этого мозг не получает достаточной информации о положении тела в пространстве. 

У неговорящих детей и детей, имеющих нарушения в общении, во время и после занятий, происходит активный запуск речи.

Реабилитационные занятия проводятся в специальном зале лечебной физкультуры, где ребенок получает разнообразные ощущения, и в результате чего происходит созревание нервной системы.

Каждому пациенту предоставляется выбор подвижной игры с использованием подходящего оборудования. Систематизированные физические упражнения и подвижные игры являются обязательным этапом формирования психического развития и нервно-мышечной связи.

Массаж – это уникальное средство реабилитационной терапии, помогающее многим детям наладить контакт со взрослым, а также улучшить кровообращение и восстановить мышечный тонус ребенка.

Вацлав Войта – чешский невролог, профессор, в 1950 -1970 годах разработал физиотерапевтический метод для лечения пациентов разных возрастов, начиная с младенчества, у которых вследствие нарушений центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата наблюдаются проблемы моторных функций.

Основу Войта-терапии составляет рефлекторная локомоция: активация двигательных рефлексов и соблюдение заданных исходных положений, а также зон раздражения восстанавливает естественные модели движений и тем самым помогает людям с нарушенными моторными функциями. Войта-терапия воздействует на разные уровни уже существующих нервных связей        тела: от скелетной мускулатуры до внутренних органов.

Войта терапия – это активная телесная методика. Специалист через определённое положение тела пациента вызывает у него непроизвольные двигательные реакции. В процессе терапии активизируются естественные двигательные модели и паттерны движений.

I положение 
Рефлекторный поворот со спины на бок

Ребенок лежит ровно на спине, голова повернута в сторону зоны воздействия на 30о.

Зоны
1. Зона груди, давление под верхнее ребро по направлению в противоположное плечо (это направление складывается из трех: вниз к столу, к голове, в противоположный бок).
Тормозим поворот головы в противоположную сторону.
Ноги свешены со стола (до колен).

Реакции:
• Сгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, разведение
• Приподнимание таза над столом
• Поворот таза в сторону, противоположную зоне груди
• Ручки соединяет перед собой
Сила давления может меняться от слабой до очень большой в течение процедуры. Но ребенку не должно быть больно.
 



II положение
Рефлекторный поворот на живот

Ребенок лежит на боку. Спина под прямым углом к поверхности стола. Область нижнего плечевого сустава строго под верхним (сзади ступенька из лопатки).

Зоны
1. Зона нижняя треть лопатки (рядом с нижним углом). Давление на кость в направление противоположное плечо.
2. Зона подвздошная кость, давим в анус.
3. Зона внутренний надмыщелок плечевой кости опорной руки. Давим в плечевой сустав.
Положение ног:
1 вариант – на рисунке.
2 вариант – нижняя нога согнута, на крае стола, верхнюю опускаем ниже уровня стола и добиваемся ее сгибания и поворота таза.
Реакции:
• Опора на нижнюю руку, открытие кисти
• Приподнимание головы
• Плечи и таз идут на поворот на живот
• Верхняя нога активно сгибается во всех суставах и движется на поворот
 



III положение
Рефлекторное ползанье

Ребенок лежит на животе. Опорная рука согнута в плече – 120 градусов относительно туловища, в локтевом суставе – 90 градусов. Кисть стремиться быть на одной линии с суставом, ягодицей и пяткой. В жесткой укладке голова повернута в сторону опорной руки и зафиксирована, шея ровная.

Зоны
1. Зона внутренний надмыщелок плечевой кости. Давим в плечевой сустав.
2. Зона нижняя треть лопатки. Давим вдоль плеча в локоть.
3. Зона пятка сверху – давим в колено.
1 и 3 зоны неподвижно прижаты к столу.

Реакции:
• Сгибание – разгибание свободной ноги
• Приподнимание таза
• Сгибание свободной руки
• Поворот головы в противоположную сторону



В результате реабилитации детей с ДЦП с помощью Войта-терапии происходит:

  • улучшение функциональной подвижности позвоночника, 
  • коррекция осанки, 
  • движения головы становятся более свободными,
  • более целенаправленное и обширное использование кистей и стоп для хватательной и опорной функций,
  • облегчение глотательных, сосательных и жевательных движений,
  • более целенаправленное движение глаз, независимое от движений головы,  
  • возрастание силы и громкости голоса,
  • улучшение речи,
  • увеличение объёма грудной клетки,
  • углубление и стабилизация дыхания,
  • улучшение чувства равновесия и ориентации в пространстве,
  • повышение точности ощущений типа: холодный-теплый, острый-тупой,
  • улучшение восприятия собственного тела,
  • улучшение распознавания форм и структур с помощью ощупывания,
  • повышение эмоциональной активности, 
  • пациент становится более уравновешенным.
Автор:

Ружнова Оксана Николаевна

Врач – физиотерапевт, реабилитолог, гомеопат.

Опыт работы: 9 лет

Все публикации