2020-08-06 09:49:09

КАК ЧАСТО БОЛЕЕТ ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК?

Должен ли болеть ребенок?  И если должен, то как часто? 
Какие факторы являются критерием того, что ребенка можно отнести в группу «часто болеющих детей»?
Вряд ли найдется врач, который скажет, что «здоровый ребенок не должен болеть». Должен, так как процесс болезни связан с процессом обучения его иммунной системы, с формированием пулов иммунокомпетентных клеток, которые в случае попадания инфекционных агентов быстро включаются в работу и обеспечивают гуморальную и клеточную защиту организма. Хорошо известно, что 

дети, переболевшие детскими инфекциями, имеют стойкий пожизненный иммунитет к этим инфекциям.

Вопрос о «надежности» вакцинации до сих пор остается открытым. Известно, что часть привитых детей переболевает коклюшем, иногда в тяжелой форме, а прививка аттенуированным (ослабленным) штамом полиомиелита может вызвать признаки проявления этой инфекции. В настоящее время принят следующий критерий, позволяющий отнести детей в группу часто болеющих: это 

  • 4 и более случаев заболевания на 1-м году жизни, 
  • на 2-3 году – 6 и более раз, 
  • в 4-5 лет – 5 и более раз, 
  • старше 5 лет- 4 и более раза. 

«Часто болеющий ребенок» – это не диагноз, а состояние нарушенной адаптации, при котором имеется дефицит систем защиты и истощение компенсаторных механизмов. Инфекционный индекс, равный количеству ОРВИ за год, поделенному на возраст ребенка, в группе ЧБД больше 1, а у здоровых детей не превышает 0,2-0,3. Это условная величина, выведенная эмпирически и отражающая этапы роста и развития ребенка, формирования его систем и становление его в социуме (большинство родителей на первом приеме говорят, что до момента помещения в детское учреждение их ребенок редко болел).  Частота заболевания у детей также связана с так называемыми «критическими периодами» формировании иммунной системы человека, в которые ребенок наименее защищен от инфекций и наиболее уязвим.  

1 период – это период внутриутробного развития, когда происходит формирование и дифференцировка органов и клеток иммунной системы. 

2 критический период – период новорожденности, когда защиту новорожденного обеспечивают в основном материнские трансплацентарные IgG и секреторные IgA молозива и грудного молока, а иммунная система ребенка еще функционально незрелая, «не обученная». 

3 период – 3-6 месяцев жизни ребенка, когда происходит снижение пассивного материнского иммунитета, а синтез собственных иммуноглобулинов класса G еще недостаточен и не происходит формирование полноценного иммунного ответа. В этот период иммунная система ребенка отвечает преимущественно синтезом IgM.

4-й критический период – второй год жизни ребенка, когда ребенок активно контактирует и познает окружающий его мир, а синтез иммуноглобулинов переключается на иммуноглобулины класса G.  Подавляющая (супрессорная)  активностьТ-клеточного звена иммунитета постепенно сменяется помогающей (хелперной).  Система местного иммунитета еще недостаточно сформирована. Дети склонны к повторным вирусным и бактериальным инфекциям ЛОР-органов, органов дыхания. 

5-й критический период – 5-7 год жизни, когда происходит второй перекрест в содержании форменных элементов белой крови, снижается относительное и абсолютное содержание лимфоцитов. Концентрации IgM и IgG соответствуют уровню взрослых. Уровень IgA продолжает нарастать, достигая взрослых значений к 6-8 годам. Способность к синтезу IgE достигает максимальных величин.  В этом возрасте часто проявляются атопические заболевания. 

6-й критический период – подростковый, у девочек он наступает в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15. Пубертатный скачок массы и длины тела сопровождается относительным снижение размеров органов лимфоидной системы. Гормональная перестройка, особенно увеличение уровня андрогенов, вызывает подавление Т-клеточного звена иммунитета. К этому периоду окончательно определяется генетически детерминированная сила иммунного ответа на те или иные антигены: сильный, средний, слабый. У ряда детей в этот период снижается частота и тяжесть обострений атопических заболеваний: уменьшаются проявления пищевой аллергии, нейродермита, бронхиальной астмы. С другой стороны, расширяется спектр значимых аллергенов, развивается поливалентная сенсибилизация. В связи с уменьшением активности Т-клеточного звена иммунитета, особенно у мальчиков, может повышаться частота вирусных и грибковых инфекций, отмечается рост туберкулеза.  В этот период могут проявиться аутоиммунные и лимфопролиферативные заболевания.
 
Какие же факторы внешней среды оказывают наиболее существенное влияние на подверженность различным инфекционным заболеваниям в детском возрасте? Конечно, это во многом условия жизни ребенка и психологический климат в семье, это стресс, который испытывает ребенок при помещении в детское учреждение (его глубина зависит от особенностей личности ребенка и обстановки в детском садике, степени подготовленности и компетентности его сотрудников), это высокая вирусная нагрузка, связанная с хронической персистенцией вирусов в детских коллективах, это качество пищи, которую получает ребенок, и многое другое.  Но одним из самых важных факторов, влияние которого не может не видеть каждый думающий педиатр, это установленный десятилетия назад график иммунизации детей от якобы крайне опасных детских инфекций.   
В последующих статьях мы попробуем проанализировать вероятность заболеть детской инфекцией, тяжести ее течения, возникновения осложнений и степень защищенности прививками и возможные осложнения на них. 

Автор:

Подрез Людмила Андреевна

Гомеопат, иммунолог, специалист по лабораторной диагностики.

Опыт работы: 39 лет

Все публикации