ОСОБЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВАКЦИНАЦИИ
ОСОБЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВАКЦИНАЦИИ.
ВАКЦИНОЗЫ. ИММУНОДЕФИЦИТНЫЕ СОСТОЯНИЯ.
В связи с возможностью развития в редких случаях анафилактической реакции, привитые должны находиться под медицинским наблюдением в течение 30 минут, а процедурные кабинеты должны быть обеспечены средствами противошоковой терапии (мне очень интересно, видели ли родители вакцинируемых детей все это в кабинетах вакцинации?! Сколько времени наблюдали их ребенка? У нас до сих пор существует практика, когда родителей вообще не ставят в известность о том, что их ребенку будет или уже сделана прививка от чего-либо!)
Следует учитывать потенциальный риск апноэ и необходимость мониторинга дыхательной функции в течение 48-72 часов при проведении курса первичной вакцинации детей, родившихся преждевременно (< 28 недель гестации), и, особенно, детей с незрелой дыхательной системой. Ввиду необходимости вакцинации детей данной группы прививку нельзя откладывать или отказывать в ее проведении.
Любая вакцинация, а сейчас проводят одновременную вакцинопрофилактику детей от 4-6 болезней, может вызывать поликлональную активацию лимфоидных клеток, которая является неспецифической, характеризуется одновременным появлением клонов антител ко многим возбудителям (без их обнаружения в крови) и может приводить к повышению уровня аутоантител (то есть к развитию тяжелейшей патологии – аутоиммуным заболеваениям), а также имеет все признаки иммунодефицитного состояния.
Появление постинфекционных иммунодефицитов связано с высокой антигенной нагрузкой на организм и ограниченностью резервов иммунной системы, аналогичную картину можно получить при практически непрерывной иммунизации ребенка с момента рождения. Современный принятый в России «календарь вакцинации» включает последовательную иммунизацию граждан, начиная с первых суток и до конца жизни. До возраста 1 год – 21 обязательная и 4 прививки для групп риска. И это в тот период, когда ребенок проходит процесс сложной адаптации к окружающему миру!
Трудно не вспомнить название книги А. Котока «Беспощадная иммунизация»…
И еще 18 вакцинаций до возраста 18 лет плюс ежегодная пожизненная вакцинация от гриппа. А еще дифтерия и корь по эпидпоказаниям, и столбняк при травмах с попаданием грязи. Подобная многократная стимуляция иммунной системы в первые годы жизни ребенка с большой вероятностью может не только привести к истощению иммунных механизмов у детей с исходной иммунологической недостаточностью, но и вызвать иммунодефицитное состояние у здоровых детей.
Кроме того, практически все вакцины содержат дополнительные компоненты в том или ином сочетании: антибиотики, препарат ртути мертиолят, фенол, белок куриных эмбрионов, гидроокись алюминия, которые могут не только вызвать аллергическую реакцию при наличии аллергической настроенности у ребенка, но и иметь при подобной частоте вакцинации токсический эффект.
Безусловно, прививки оправданы, когда есть необходимость отвести угрозу тяжелой болезни от одного человека или группы людей, НО: рекомендовать их стоит лишь в случаях, когда сама прививка не создает новых существенных опасностей (тяжелых последствий). Для того, чтобы избежать этих последствий, необходим индивидуальный подход к вакцинации каждого ребенка с предварительным врачебным анализом анамнеза его жизни, беременности его матери, возможных наследственных предрасположенностей, полученных от родителей. Кроме этого, представляется важным оценить состояние его иммунитета и способности развить адекватный ответ на введение вакцины с последующим определением титров защитных антител.
Возможно, многим детям не потребуется или потребуется более редкая или отсроченная вакцинация, вакцинация иными, существенно более низкими дозами. Но для осуществления этого должны быть организованы специальные прививочные центры, имеющие соответствующее оборудование и обученный персонал, что на данный момент является скорее мечтой. В то время, когда вакцинология находилась в стадии становления и развития, врачи более осторожно и бережно относились к иммунизации ослабленных детей. В настоящее время положение о «полной безопасности прививок» получило столь широкое распространение, что врачи, мало знакомые с функционированием иммунной системы, слепо следуют «спущенным сверху» разнарядкам. В справочнике «Клинико-иммунологическая эффективность иммунобиологических препаратов» под.ред. М.П.Костинова и Н.В.Медуницыной на стр. 92 сказано, что «по официальной статистике МЗ РФ, в конце 90-х годов не более 10-15% детей рождаются здоровыми и в таком же соотношении поступают в дошкольные и школьные учреждения». Подобная ситуация вынуждает медработников «смягчать» (упрощать ???) критерии отбора детей для вакцинации, оставив осмотр врача и термометрию и исключив даже простейшие анализы крови и мочи и сократив интервал после выздоровления от перенесенного острого заболевания до 2-х недель. При этом «стабильные неврологические состояния, астму, экзему, анемию, врожденные пороки, тимомегалию (показатель иммунологической несостоятельности) и многие другие хронические заболевания определили, как «необоснованный отвод от прививок». Но кроме этих указаний, существуют еще рекомендации ВОЗ (1986-1990 г.), в которых сказано: «Противопоказания к иммунизации могут быть общими (хронические болезни сердца, легких, нервной системы или почек) или специфическими к данной вакцине.
Введение живых вакцин противопоказано лицам с иммунологической недостаточностью и беременным». Далее встает вопрос об «иммунологической недостаточности» и ее критериях, которые следует соблюдать при выполнении плана вакцинаций. В том же справочнике на стр. 18 написано: «Основной причиной возникновения вакциноассоциированных случаев заболеваний является наличие у детей иммунодефицитов и иммунодефицитных состояний», «Дети, рожденные от матерей с инфекционно-воспалительными заболеваниями, относятся к группе риска по возникновению иммунопатологических процессов», «Аттенуированные вирусные и бактериальные вакцины, безопасные для здоровых детей, могут вызвать тяжелые инфекции у детей с дефектами иммунной системы». Смею предположить, что к этой же группе следует отнести детей, матери которых в течении беременности получали гормональную терапию, которую акушеры-гинекологи с легкостью назначают с первых недель беременности для «профилактики выкидыша» и продолжают до срока 36 недель.
Необходимо учитывать и то, что кроме выраженных иммунодефицитных состояний существует множество форм переходной иммуносупрессии. Хочу еще раз вернуться к вакцинации новорожденных детей БЦЖ (живая вакцина!) в первые дни жизни, когда ребенок вообще не способен развить собственный адекватный иммунный ответ, то есть его состояние априори определяется как «иммунная недостаточность».
Дорогие родители, ознакомьтесь заранее с проблемами вакцинопрофилактики и подумайте о том, какую тактику вы выберете в отношении своего новорожденного ребенка! Кроме того, так ли уж оправдано стремление родителей уберечь свое ненаглядное чадо от «всего и вся», в том числе и от возможности переболеть в детстве определенными инфекционными заболеваниями, почему-то выбранными самой ЭВОЛЮЦИЕЙ для тренировки иммунитета, и сформировать естественную пожизненную защиту от этих инфекций? Все ли нам известно о процессе естественного становления приобретенного иммунитета и его дальнейшей роли в устойчивости организма взрослого человека к развитию так называемых «взрослых» болезней, способности защищать его организм от влияния многочисленных неблагоприятных факторов внешней среды, что мы считаем возможным грубо вмешиваться в организм ребенка, навязывая ему некий искусственный алгоритм становления иммунных реакций без учета его индивидуальных особенностей, предрасположенностей и условий жизни? Ведь хорошо известно, что не все дети заболевают даже в случае эпидемии, да и болеют тоже по-разному. Чем наша современная популяция за это расплачивается? Непрерывные вялотекущие ОРЗ, персистенция энтеровирусной инфекции, иммунитет к которой крайне короток, и ребенок может болеть этой инфекцией несколько раз в год. Аденоидиты, астма в детском возрасте, нарастающая аллергизация и тяжелые поражения кожи, онкология, развивающаяся не только в раннем возрасте, но и при внутриутробном развитии, увеличение количества бесплодных пар и так далее, и так далее. Тщательно оберегая наших детей от любых трудностей, в том числе и от естественных «детских болезней», получим ли мы жизнеспособное, здоровое и творчески активное население? Если нет ни внешнего стимула, ни необходимости с чем-то бороться и что-то преодолевать, напрягая жизненные силы, то можно спокойно «лежать на печи и есть калачи». Вряд ли мы желаем это счастье нашим детям!
Крайне важным моментом является то, как наш ребенок болеет и что мы используем в качестве лекарства или помощи ему в период болезни. Первым защитным механизмом при остром инфекционном процессе является повышение температуры, которое сопровождается активацией синтеза и выбросом в кровь огромного количества факторов, участвующих в развитии гуморальных и клеточных механизмов иммунного ответа, а также само по себе создает условия для гибели бактерий и вирусов. Что первое мы делаем в случае повышения температуры у ребенка? Конечно, даем панадол, анальгин и другие жаропонижающие препараты, то есть отключаем естественный механизм сопротивления инфекции. Что же происходит далее? Нет нормального иммунного ответа, развивается так называемая «вторичная флора», ребенок переходит в фазу вялотекущего воспалительного процесса, при котором могут развиться осложнения в виде бронхита, гайморита, отита и прочих воспалительных реакций. Иммунитет не справился, а дальше в дело вступают антибиотики, сульфаниламиды и иммуномодуляторы. Увы, совсем не безопасные препараты интерферонов и их стимуляторов становятся обычными в практике педиатра. А к ним еще и антигистаминные, чтобы предотвратить возможную аллергическую реакцию на все это.
Антибиотики обладают широким спектром антибактериального действия, уничтожая в том числе и полезную микрофлору кишечника, создающую определенную защитную среду для правильного функционирования важного иммунного органа пейеровых бляшек, расположенных в тонком кишечнике. B-лимфоциты составляют 50-70%, T-лимфоциты – 10-30% всех клеток пейеровой бляшки. Основная функция пейеровых бляшек – поддержание иммуногенеза B-лимфоцитов, и их дифференцировка в плазмоциты, продуцирующие АТ - иммуноглобулины секреторных классов A и E (IgA и IgE). Продукция IgA в слизистой оболочке кишки составляет более 70% общей ежедневной продукции иммуноглобулинов в организме: у взрослого человека около 3 г IgA каждый день. Более 90% всего синтезируемого организмом IgE экскретируется через слизистую оболочку в просвет кишки. Кроме того, эта микрофлора участвует как в процессе пищеварения, так и обладает способностью синтезировать многие полезные вещества, витамины и пр. И этот защитный механизм мы также легко и бездумно подавляем.
Что же дальше? Так называемые дисбактериозы, аллергии, непереносимость многих пищевых продуктов. И все тот же плавный путь в иммунодефицитное состояние...
Подрез Людмила Андреевна
Гомеопат, иммунолог, специалист по лабораторной диагностики.
Опыт работы: 42 года