2021-11-09 12:20:46

НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?

МЕДИЦИНСКИЕ ОПРОСНИКИ. ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?

Точный и своевременно поставленный диагноз – надежный путь к скорейшему выздоровлению через правильное лечение.

Постановка правильного диагноза состоит из двух основных этапов:

  • сбора информации, 
  • составления диагностического заключения.

Однако, между этими двумя этапами не всегда короткий и прямой путь…
 
Сбор информации начинается с жалоб пациента и расспроса врачом больного относительно его общего самочувствия.


«На что жалуетесь, больной?»

Жаловаться любят многие…, а кто-то не умеет этого делать вовсе…

Жалоба – это субъективная реакция на происходящее, на самоощущение. Жалобы могут быть разными, порой далёкими от диагноза:

  • преувеличенными – «все болит, ничё не помогает»;
  • размытыми – когда всё плохо, но непонятно что с этим делать;
  • иррациональными (хитрыми) – скрывающими суть проблемы, т.к. человек получает вторичную выгоду – своеобразные «бонусы» от своей болезни. Например, говорит, что хочет поменять работу, но не может, т.к. «болеет»;
  • психосоматическими манипуляциями – пациенту внезапно становится плохо, когда течение событий перестаёт идти по его сценарию;
  • тревожные, панические настроения и др.


Как избежать ошибочного диагноза 

Как услышать «правильную» жалобу»?
Как избежать субъективной оценки и не поставить ошибочный диагноз? 

Узнать о проявлениях заболевания врач может не только из расспроса и ответов больного, но и, конечно, из того, что сам увидит при осмотре. При аускультации, перкуссии, пальпации…  А также с помощью аппаратно-лабораторных и специальных обследований. Сбор анамнеза – это целое искусство!


Как сократить путь к постановке правильного диагноза

МЕДИЦИНСКИЕ ОПРОСНИКИ И ШКАЛЫ

– это очень хороший и полезный инструмент для того чтобы на самом начальном этапе сбора информации сузить круг возможных заболеваний.
 

Медицинские опросники помогают получить чёткую и точную,
правильную и понятную
– формализованную –
информацию от пациента.

Порой пациенты не уделяют достаточного внимания правильности формулировок своих жалоб. Именно поэтому в клинической практике существуют специальные градации. При заполнении ответов опросника у каждого появляется возможность подумать над вопросами, чтобы чётко, в соответствии со своим ощущением и позициями опросника сформулировать ответы.  Каждый может уделить столько времени и внимания, сколько нужно именно ему для ответов. Таким образом – опросники позволяют пациентам общаться с врачом «на одном языке» и подробно разобраться в жалобах, которые их беспокоят. 

Пациентам бывает сложно определить степень нарушения функций своего организма. Жалобы — это очень субъективная оценка благополучия или неблагополучия, касающаяся здоровья пациента. Поэтому опросники могут содержать варианты ответов, а шкалы градацию – как правило от 1 до 10 или выраженную в процентах. 

Пациент самостоятельно выбирает правильный или наиболее подходящий ему ответ, либо оценивает свое состояние по 10-балльной шкале (или в процентах).

Опросники и шкалы помогают пациентам формализовать свои жалобы, а врачу – избежать ошибки в постановке правильного диагноза. 

Например, разработаны шкала настроения, шкала боли и другие. Пациентам предлагается выбрать ту или иную оценку своего состояния, то есть: как они определяют свою боль или настроение по десятибалльной шкале. Это несложный и одновременно очень полезный инструмент и для клинической практики, и для самого пациента. Для того, чтобы иметь возможность оценивать состояние до лечения, в процессе его и после лечения. 

Мы живём  в век интернет-коммуникаций, телемедицины, поэтому медицинские опросники особенно актуальны сейчас, их очень удобно использовать с помощью современных технологий. 


Благодаря интернету стало возможным проводить

  • Скрининг состояния здоровья пациента. Пациенту может быть не всегда понятно: болен он или здоров. По баллам заполненной анкеты становится ясно: хорошее состояние в настоящий момент у пациента или «не очень». Такой скрининг даёт понять: стоит ли сейчас обращаться пациенту к врачу.
  • Подготовку пациента для визита к врачу. По ответам опросника, по формализованным жалобам врачу проще без дополнительных временных затрат выяснить конкретные жалобы пациента и подобрать ему соответствующие диагностические процедуры. 
  • Мониторинг состояния пациента при назначенной терапии. Это даёт возможность отследить: появились ли изменения в процессе лечения. 
  • Субъективную оценку отдельных параметров здоровья. Например, пациент может сам определить качество своего сна в течение какого-то промежутка времени и самостоятельно ответить на вопрос: улучшился сон или нет.


Опросников и шкал очень много: по разным направлениям, разным состояниям, разным специализациям. Это полезная и удобная возможность перевести оценку своих субъективных жалоб в формализованную модель. Моделирование анамнеза, динамики жалоб и физикальных данных позволяет создать цельный образ болезни и путь восстановления. 

На нашем сайте размещены несколько опросников и шкал, которые рекомендуется заполнить перед визитом к врачу.

  • ВЫРАЖЕННОСТИ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ (SCL-90)
  • ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКАЛА ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ 
  • ОПРОСНИК КЮНЦЛИ
  • «РОЗА» КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
  • БИОМЕТРИЯ (эту анкету заполняет медсестра)
При заполнении опросников информация сохраняется через сайт с соблюдением защиты персональных данных и становится доступной врачу для приема пациента и проведения соответствующего лечения.
Aвтор: Белёвская Р.Г., к.м.н.